Четверг Декабря 14 , 2017
Шрифт
   

РЖД задумались о конкурентоспособности

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов: "Для развития и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта необходимо определить сбалансированный подход к формированию уровня тарифов".

Сегодня в Москве открылась Международная конференция тарифных регуляторов железных дорог. Основная тема мероприятия – эффективное тарифное регулирование и стимулирование инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта. В пленарной сессии принял участие первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.

- Главная задача адаптации тарифной системы к текущим потребностям экономики и субъектов рынка заключается в том, чтобы не изменять существенным образом нагрузку на грузоотправителей и на экономику, а определить сбалансированный подход к формированию уровня тарифов, обеспечивающих возможность развития железнодорожного транспорта, - отметил Вадим Морозов

По его словам, для решения данной задачи необходимо, в частности, рассмотреть возможность отмены государственного регулирования тарифов на перевозку грузов на коротких расстояниях, так как за последнее десятилетие железнодорожный транспорт существенно снизил конкурентоспособность на маршрутах до 1 тысячи км. Это произошло прежде всего из-за отсутствия у ОАО "РЖД" возможности оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка изменением тарифа.

Кроме того, необходимо постепенное сближение тарифов на перевозки грузов 1-го (уголь, руда, строительные грузы и др.) и 3-го (черные и цветные металлы, металлолом, машины, оборудование и др.) тарифных классов. Это продиктовано постоянно увеличивающимся разрывом между тарифами на различные классы грузов. Так, если в 2004 году тарифы на грузы третьего класса были в 2,54 раза выше, чем тарифы на грузы первого класса, то в 2013 году – в 3,21 раза.

Еще одно предложение ОАО "РЖД" – дерегулирование вагонной составляющей и предоставление перевозчику возможности привлечения вагонов в аренду по рыночным условиям.

Также необходима либерализация действующих правил изменения уровня тарифов в границах ценовых пределов, установленных федеральными органами исполнительной власти. По словам Вадима Морозова, строго регламентированные условия применения этого тарифного коридора не позволяют назвать инструмент полноценно рыночным. ОАО "РЖД" считает, что правила применения тарифного коридора должны быть более гибкими, особенно для тех сегментов рынка железнодорожных перевозок, где уровень конкуренции с другими видами транспорта достаточно высок.

ОАО "РЖД" предлагает изменять уровень тарифа на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, исходя из сложившегося уровня транспортной составляющей в части регулируемых тарифов или исходя из роста цен за определенный период. Но предельные значения роста цен должны быть адекватны конъюнктуре на мировых и внутренних товарных рынках, нестабильность которых сохраняется с начала кризиса 2008 года.

- Учитывая, что именно показатель транспортной составляющей был основным критерием по отнесению в 1995 году грузов к тарифным классам, считаем вполне справедливым использовать его и в границах ценовых пределов. Предлагаем также предоставить ОАО "РЖД" возможность повышения уровня тарифов на перевозки грузов при повышении тарифов альтернативными видами транспорта. Это продиктовано сложившейся практикой, когда при повышении цен на мировых товарных рынках транспортные компании, самостоятельно устанавливающие тарифы, автоматически поднимают их уровень, - сказал Вадим Морозов.

По его словам, тарифная политика также должна обеспечивать формирование необходимых источников финансирования железнодорожной инфраструктуры и расшивки узких мест.

Вадим Морозов отметил, что за счет сдерживания роста железнодорожных тарифов за последнее десятилетие была обеспечена поддержка ряда отраслей, однако это существенно ограничило возможности железнодорожного транспорта по поддержанию и развитию инфраструктуры.

- Когда российские производители вышли на мировые рынки, заняв на них прочные позиции, тарифные преференции сохранились даже в периоды значительного улучшения конъюнктуры товарных рынков. Одновременно с этим повышение уровня рентабельности в вагонной части тарифа, в том числе за счет более низких темпов индексации инфраструктурой составляющей, позволило привлечь частные инвестиции и существенно нарастить вагонный парк, - сказал первый вице-президент ОАО "РЖД".

Однако такие темпы роста вагонного парка без соответствующего развития железнодорожной инфраструктуры привели к снижению эффективности перевозок. В настоящее время парк российских вагонов составляет более 1 млн 190 тыс. единиц при оптимальной численности в 900-950 тыс. единиц для обеспечения перевозок предъявляемых объемов грузов. По оценке ОАО "РЖД", дополнительные затраты компании на управление избыточным парком составляют около 25 млрд рублей в год.

В связи с этим, по мнению Вадима Морозова, необходимо в ближайшей перспективе перейти к долгосрочному установлению тарифов на основе утвержденной ФСТ России Методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов изменения тарифов, сборов, платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках.

Взято с новостной ленты сайта  rzd.ru

Взгляд со стороны:

Наконец-то в РЖД задумались над конурентоспособностью отрасли по сравнению с другими перевозчиками. Но, как многим кажется, опять с большим отставанием. Уже не 1000 км, а 3 - 3.5 тыс км - вот минимум расстояний, в пределах которого ж\д перевозка не представляет интереса для Клиента. Это происходит в силу нескольких причин, главная из которых, несомненно, уровень тарифов. Автотранспортники уже давно перехватили грузовые потоки в такие промышленнные центры, как Питер и Киров, Воронеж и Нижний, Курск и Белгород, а сегодня с удовольствием ездят из Центральной части России (и надо заметить - по более гуманным ценам) не только в Архангельск, Сочи, Мурманск, Пермь, но и за Урал - в Свердловск, Тюмень, Омск и даже Новосибирск! Вобщем, то, что спохватились - хорошо,но был бы толк...

И еще интересно заметить, что желание перейти на полностью рыночный подход к формированию тарифов (особенно в плане ценового предела) имеет право присутствовать, но при этом не нужно забывать, что РЖД является одной из крупнейших монополий, и слишком сильное желание сделать предельный уровень цен "адекватным конъюнктуре на мировых рынках" в рамках одной компании помимо соответствующего контроля со стороны государства может привести к катастрофическим последствиям как для заинтересованного в ж\д перевозках бизнеса, так и для самих РЖД. Но рынок в отношении ж\д перевозок конечно нужен, как и здоровая конкуренция Перевозчиков. Главное, чтоб не получилось по известному афоризму Виктор Степаныча...