Четверг Декабря 14 , 2017
Шрифт
   

Среднетоннажным не везёт

Грузоотправители, пользующиеся услугами перевозки в среднетоннажных контейнерах, говорят, что в последнее время их заявки не принимаются. О перспективах осуществления данных перевозок в принципе мы беседуем с председателем Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) Ольгой Лукьяновой.


– Ольга Вениаминовна, какие грузы перевозятся сейчас в среднетоннажных контейнерах (СТК)? Есть ли спрос на такие перевозки?
– Контейнерами от 3 до 10 т пользуются преимущественно физические лица, перевозящие домашние вещи, небольшие производственные предприятия, отправляющие мелкие партии груза, а также экспедиторские компании.Даже суммарно в общем объеме погрузки ОАО «РЖД» перевозки среднетоннажными контейнерами играют небольшую роль, они составляют менее 1%. Доход РЖД от них, конечно, небольшой.С другой стороны, почти весь парк СТК был построен в советское время либо в 90-е годы и достался РЖД, по сути, даром. За такие контейнеры не нужно платить проценты по кредитам или лизингу. Кроме того, они самортизированы и на них уже не начисляется налог на имущество. Это все удешевляет для РЖД использование СТК.Устойчивый спрос на такие контейнеры есть. И система управления парком СТК отработана годами. Так что его ликвидация является скорее излишеством, нежели вынужденной мерой. Просто ОАО «РЖД» нацелено на работу с крупными клиентами-грузоотправителями и тратить силы и время, а тем более нести ответственность за перевозки физических лиц и малого бизнеса ему сейчас просто неинтересно

.– Ходят слухи о том, что в перспективе будет введен запрет на перевозки по сети РЖД грузов в СТК. Как Вы думаете, с чем это может быть связано?
– На мой взгляд, неофициальная цель этой меры заключается именно в нежелании руководства ОАО «РЖД» заниматься перевозками грузов для мелких грузоотправителей. Холдинг прежде всего ориентирован на крупных клиентов – горные и металлургические комбинаты, угольные шахты и разрезы, зерновые элеваторы и т. д.

– Деятельности каких участников рынка перевозок прежде всего коснется данный запрет?
– От этого в первую очередь пострадают граждане, осуществляющие переезды из одного места в другое. Теперь придется использовать для перевозок либо 20-футовые контейнеры, либо почтово-багажные вагоны, что повлечет удорожание перевозки домашних вещей в три-четыре раза. Так что запрет отправок грузов в СТК даст негативный эффект в социальной плоскости.Небольшие производственные предприятия, фирмы, отправляющие образцы своей продукции в среднетоннажных контейнерах, и компании, перевозящие запчасти, найдут, конечно же, альтернативную схему доставки своих грузов. Но на это потребуется время и дополнительные затраты.Для сравнения. Стоимость перевозки деталей машин и оборудования из Старого Оскола в Хабаровск с использованием 5-тонного контейнера стоит 26 636 руб. Стоимость перевозки этого груза на такое же расстояние, но в 20-тонном контейнере стоит уже 81 250 руб.

На мой взгляд, запрет перевозок СТК выгоден прежде всего собственникам крупнотоннажных контейнеров, в частности «ТрансКонтейнеру», а также владельцам почтово-багажных вагонов. Именно в этих видах подвижного состава можно перевозить грузы, которые раньше отправлялись в СТК.

Для грузовладельцев же это однозначно означает кратное удорожание перевозки и создание ряда трудностей – потребуется разработка новых схем доставки груза и расположения его в новом подвижном составе, выстраивание новых отношений с экспедиторами и собственниками вагонов. Самое обидное: часть объемов может уйти к автомобилистам в случае отправки грузов на расстояние до 3 тыс. км.

По материалам журнала  РЖД-Партнер